Ю.С. Удодов, краевед
Улица Татузова в хуторе Северин. История названия
Есть такая улица в хуторе Северин. Не многие жители этого хутора, да и самой улицы сегодня могут рассказать, почему ей присвоено имя Татузова.
Яков Сергеевич Татузов прибыл на Кубань в числе переселенцев из России в 80-х годах позапрошлого (XIX) века. Природа наделила его большим ростом и силой, добрым характером и рассудительным умом, красотой и обаянием. В семье из 3-х сыновей он был самым старшим. К началу 1900 года Татузовы уже были в категории купцов. Имели свою пекарню и булочную, а также магазин для продажи этих изделий.
Булочная Татузова славилась выпуском вкусных белых пряников и печенья, но особо выделялись пряники. Это был фирменный продукт их магазина. Яков был одним из ведущих авторитетов граждан хутора. Его слово всегда было весомым на сходах жителей хутора, особенно при разборе сложных и противоречивых общественных ситуаций. Очень часто к нему обращались за помощью, которую он по возможности оказывал людям.
В традиции России были кулачные бои, особенно на масленицу или Рождественские праздники. От мала, а затем до велика, сражались между собой жители улиц, а то и различных селений. Северинцы бились кулачным боем с казаками станицы Тифлисской на льду замерзшей Кубани, а в те годы она сильно замерзала, у моста. Бой начинали подростки, юноши, затем вступали в кулачное сражение молодежь постарше. В разгар боя на лед выходили взрослые бойцы. Яков Сергеевич был один из самых сильных и удалых бойцов. Как ураган сметали его удары гордых казачков и в конечном счете обеспечивали победу его, и таких как он, участникам боя. Лед в месте боя был окрашен кровью поверженных бойцов, и еще долго напоминал проезжавшим и проходившим по мосту об этой в общем-то очень глупой и беспричинной затее русских людей. После боя тифлисцы в монополии, а северинцы в кабаке и трактире у моста обмывали раны и ушибы и разбирались уже между собой. Таковые были нравы русских людей. И только Советская власть пресекла и прекратила эти порочные и опасные забавы.
Яков Сергеевич, как и все жители хутора (кроме Терашкевичей), вступили в формирующийся 2-й революционный Северо-Кубанский полк. В этом полку он прошел по полям и боям Гражданской войны, участвовал во всех знаменитых сражениях Красной армии на Кубани, в обороне Екатеринодара, в боях под Курганной и Ставрополем, и других не менее опасных и жестоких событиях этой войны. Вместе с полком он прошел переход на Астрахань через калмыцкие степи. Остался жив и в последующих боях за восстановление Советской власти на Кубани. Но погибнуть ему было суждено дома, в самом Северино, и от рук бывших своих красноармейцев, восставших против политики военного коммунизма Советской власти. Напомню, что эта политика проводилась в отношении крестьян, у которых изымались «излишки» зерна, а по сути весь урожай для снабжения хлебом голодающих городов. Красная армия состояла в основном из крестьян и казаков, и такое поведение властей вызывало у этой части личного состава возмущение и становилось причиной не только протестов, но и восстаний на Дону, Кубани, в центральной России (Тамбовское) и многих других районах Советской России.
На Дону и на Кубани возникло и укрепилось так называемое бело-зеленое движение. Белое потому что против большевиков, зеленое – потому что участники его сосредоточились в лесах. Время действия 1921 год, его начало. Лозунг бело-зеленого движения: «За Советскую власть без коммунистов».
Одним из самых известных командиров бело-зеленого движения на Кубани был казак станицы Петропавловской, сотник, в Красной армии командир 37-го полка, 7-й кавдивизии, 11 Армии – Захарченко Иван Георгиевич.
Восстание он поднял в своем полку в марте 1921 года. За ним последовало около 200 бойцов. Этот, уже бело-зеленый отряд, двинулся из Брюховецкой через Кореновскую, Кирпильскую на Тифлисскую, имея намерение переправится через Кубань по мосту у хутора Северин для похода за Лабу и далее в горы. 20 марта 1921 года отряд Захарченко ночью прошел без боя через Северинский мост и остановился на отдых в с. Шереметьевском. По пути следования во всех населенных пунктах бандиты убивали милиционеров, советских работников и бойцов продотрядов, занимавшихся изъятием продовольствия у жителей станиц и хуторов.
На Кубани в 1921 году было достаточное количество регулярных частей Красной армии и подразделений милиции. Войска и милиция не только изымали продовольственное зерно у населения, но и активно боролись с бело-зелеными бандами, которые как и отряд Захарченко выступали под Красным знаменем. В Майкопе стояла 6-я Чонгарская кавалерийская дивизия 1-й конной армии. На неё пришлась основная тяжесть боев по ликвидации бело-зеленого движения. Советскую власть защищали и части Красной армии. Так первым в бой с бандой Захарченко у станицы Переяславской вступил 2-й эскадрон 1-го Кавказского кавалерийского полка отдельной Кавказской бригады, но неудачно, вследствие малочисленности эскадрона. В Кавказской располагался отдельный милицейский батальон. По железной дороге кавказского ж/д узла ходил бронепоезд. В целом количество воинских частей на Кубани было таким, что бело-зеленое движение было обречено на разгром. Однако на начальном этапе движения, а также периодически бело-зеленым все же удавалось добиваться успеха при внезапном нападении на учреждения советской власти с небольшим количеством сотрудником и защитников.
А.Ю. Соколов в своей книге «Бело-зеленое движение на Кубани: вооруженное противостояние1918-1923 годы», на основе архивных данных приводит примеры действия вооруженных бело-зеленых отрядов.
Достаточно подробно прослеживает путь банды И.Г. Захарченко, встретившего в хуторе Шереметьевском Якова Сергеевича Татузова.
Помощник начальника 5-го района милиции Быцко 19 марта 1921 года сообщает телеграммой в Краснодарский отдел: «Сообщаю, что 18 марта по полученным достоверным сведениям, продвигалась белогвардейская банда в составе 200 (бандитов) с пулеметами по направлению от Брюховецкой по глухим мостам, … с целью пробраться в горы. …, словом, стремятся перейти Кубань …, банда в 5 часов вечера 18 марта находилась в ст. Кирпильской … . Банда, по полученным сведениям Захарченко … . Бандитов преследует кавалерийский эскадрон». Быцко сам из станицы Кореновской, который к началу сентября 1921 года тоже перешел в стан бело-зеленых и возглавил банду из 10 человек. Вот так! Не один Захарченко превратился в бандита. А может быть эти люди были ими и раньше?
Начальник милиции Майкопского отдела Ситников сообщает: «21 марта в степи юрта станицы Воздвиженской обнаружены два убитых совработника. Убийство произведено проходившим через юрт неизвестным отрядом под Красным флагом, под именем якобы Захарченко, направлявшемся из х. Геймановского на ст. Темиргоевскую и Петропавловскую».
В сообщении начштаба Кудрявцева говорится: «На южной стороне хут. Геймановского зарублено 10 человек». Свой путь банда Захарченко отмечала кровью совработников, агентов продкомитетов и красноармейцев. 24 марта Кудрявцев из Майкопа сообщает: «Банда Захарченко усиленно зверски расправляется с коммунистами и советскими служащими, и уже есть масса жертв. Бандит Захарченко имеет цель прорваться в аулы, откуда надеется получить материальные и физические силы. Черкесы – в ожидании бандита Захарченко, из которых уже многие ушли к нему вооруженные».
Из всего перечисленного можно ясно себе представить, что это была за банда, и с кем встретился Татузов и Маврин в Шереметьевском.
До публикации архивных сведений вся информация о гибели Татузова была на основе рассказа председателя исполкома Ванновской волости Ф.И. Алексеева. Надо сказать, что отдельные положения этой статьи вызывали сомнения в полной достоверности его рассказа. Алексеев пишет, что «для борьбы с бандой был организован отряд» под его командованием. Этот отряд был разделен на 2 взвода, которыми командовали Я.С. Татузов и заместитель Алексеева Маврин. Оборона этого отряда была организована на двух рубежах. Первый у моста и брода через Кубань – Я.С. Татузов, второй с северной стороны х. Шереметьевского, возможно по гребню старой террасы. Якобы на вооружении взводов было 400 винтовок, но вот патронов к ним было мало. Откуда взялось такое количество оружия, большой вопрос. Что, в исполкоме был цейхгауз? Кто мог додуматься хранить такое количество винтовок в гражданском учреждении? Как явствует из рассказа Алексеева, никто не препятствовал проходу банды через мост. Ни на первом рубеже у моста, ни на втором у х. Шереметьевского. Без единого выстрела банда прошла мост, Северин и мирно расположилась в хуторе Шереметьевском. Утром, для выяснения обстановки Татузов и Маврин сели на лошадей и уехали выяснять, что за отряд расположился в хуторе Шереметьевском. Тем более, что обороны моста и обоих хуторов фактически не было. Мифический отряд Алексеева мирно почивал по домам, и никто из его бойцов и командиров не знал, чей это отряд. Со времени восстания Захарченко прошло всего 2-3 дня и при той системе связи и самому Алексееву вряд ли было известно о возможном нападении банды.
Поэтому Татузов и Маврин были легко захвачены и подвергнуты страшным пыткам. Грудь, руки, лица их были исколоты и изрезаны кинжалами. Банда двинулась в сторону х. Геймановского, увозя захваченных с собой. В Геймановской банда обезоружила стоявший там обоз комзапаса 4-го отделения и бандиты предложили его бойцам добровольно вступить в банду. После предложения, в безвыходном положении, в банду вступило 20 человек, из них 4 русских и 16 татар.
За хутором Геймановским Татузова и Маврина бандиты привязали к хвостам лошадей и волокли по земле, а потом бросили их далеко за хутором.
После обнаружения тел, замученных Татузова и Маврина, красноармейцы, жители х. Северин под командованием Симонова Григория, это и Квитницкий Михаил, Соколов Алексей, Дьячков Михаил бывший командир разведвзвода 2-го Северо-Кубанского полка, подобрали трупы и привезли их в х. Северин, где они были похоронены с почестями.
Утверждение Алексеева, что банда Захарченко в районе станицы Темиргоевской была разгромлена «отрядом» под его руководством, вызывает большое удивление. В Темиргоевской банда также казнила членов продотряда, а власть этой станицы успела попросту убежать. Банда благополучно прибыла в Петропавловскую, а затем, в предгорьях между Лабинском и Майкопом и воевала еще 2 года. Неоднократно разгромленная регулярными войсками и отрядами милиции, она вновь восставала за счет новых членов, примыкавшим к банде по антисоветским мотивам. Значительное количество постоянного пополнения банды составляли черкесы, из разгромленных Красной армией белогвардейских отрядов Султана Клыч Гирея и других.
Статья председателя Ванновской волости Алексеева Ф.И. - это попытка оправдать свое элементарное бездействие и неспособность противостоять банде. Кроме того, налицо попытка присвоить себе чужие заслуги в разгроме банды. Но архивы хранят летописи действительных событий и имена настоящих героев.
Яков Сергеевич Татузов на момент гибели находился в отпуске из рядов Красной Армии, а Маврин был жителем города Кропоткин (х. Романов) и работал заместителем председателя исполкома Ванновской волости.
Прах героев с могилы кладбища х. Северин переносился дважды, первый раз в 1952 году, а в 1967 году перенесен на территорию памятника всем погибшим в Гражданской и Отечественной войнах. Но к сожалению точное место последней могилы героев не отмечено. Но мы всегда должны помнить о подвиге Татузова и Маврина и знать о месте их последнего упокоения.
10.02.2024 года
хутор Северин