Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

352360, Краснодарский край, Тбилисский р-н, ст. Тбилисская, ул. Первомайская, 17

Приемная:  +7 (86158) 3-20-60 

90 лет Тбилисскому району


О боевых действиях 17-го казачьего кавалерийского корпуса на рубеже станиц Кущевская, Шкуринская, Канеловская и Старощербиновская по южному берегу реки Ея 31 июля – 3 августа 1942 года 01.08.2023

О боевых действиях 17-го казачьего кавалерийского корпуса на рубеже станиц Кущевская, Шкуринская, Канеловская и Старощербиновская по южному берегу реки Ея 31 июля – 3 августа 1942 года

ФОТОМАТЕРИАЛЫ

2 августа 1942 года состоялась Кущёвская атака — один из ярких примеров боевой славы кубанского казачества в годы Великой Отечественной, массового героизма воинов 17-го Кубанского казачьего кавалерийского корпуса.

Формирование казачьих войск началось в качестве народного ополчения на Кубани уже на 25-й день войны - с 16 июля 1941 года. Секретной директивой Военного Совета Северо-Кавказского военного округа, изданной 10 июля, предписывалось «в целях подготовки отрядов самообороны и оказания помощи истребительным батальонам по борьбе с возможными парашютными десантами»… в казачьих районах края сформировать 15 казачьих сотен четырехвзводного состава, укомплектовав их колхозниками, служащими и интеллигенцией - в первую очередь добровольцами.

В крайком ВКП(б) она поступила 15 июля, а 16 июля в районы ушли соответствующие телеграммы, буквально всколыхнувшие Кубань. К моменту, когда 19 июля 1941 года крайком и крайисполком приняли совместное постановление «Об организации кавалерийских казачьих сотен» движение уже имело массовый характер.

Учитывая военно-исторические традиции казачества и патриотический подъем населения, первый секретарь крайкома партии Петр Ианнуарьевич Селезнев в октябре обратился с письмом к Сталину о сформировании за счет колхозов края (кроме вооружения) трех казачьих кавалерийских дивизий. Принцип формирования - строго добровольческий. Лозунг «Каждый район – сотня».

К декабрю 1941 года эскадроны в станицах были сведены в полки, полки - в дивизии. 7-й полк 3-й дивизии возглавил председатель Тбилисского райисполкома Иван Стефанович Пистин. Среди добровольцев были Федор Семенович Жажа, Павел Григорьевич Сидоренко, Иван Федорович Дубровский, Евсей Николаевич Милованов, Сергей Федорович Никитенко, Василий Кузьмич Абашин, Николай Иванович Поздняков, Михаил Андреевич Климов и многие другие наши земляки.

Немало желающих вступить в казачью сотню было и среди допризывников, но Иван Стефанович Пистин решил полностью зачислить в полк участников духового оркестра вместе с их руководителем А.П. Евдокимовым.

4 января 1942 года из трех кубанских дивизий и 116-й донской казачьей кавалерийской дивизии был образован 17-й казачий кавалерийский корпус.

28 июля 1942 года линия фронта подошла вплотную к территории Краснодарского края. Боевые действия начались на территории Полтавченского и Алексеевского сельсоветов в северной части Кущевского района.

В этот же день, 28 июля, Военный совет Северо-Кавказского фронта принял постановление «О подготовке к уничтожению запасов хлеба, горючего, скота и других ценностей в случае невозможности вывоза».

30 июля с 6 до 19 часов опять подвергся массированной авиационной бомбардировке город Тихорецк. В налетах участвовало 294 самолета противника. Разрушен элеватор, товарные склады, завод «Бродтреста», здание госбанка, более сотни жилых домов. Жертв среди мирного населения не было, так как население покинуло город.

Начался артиллерийский обстрел станицы Кущевской. Председатель крайисполкома П.Ф. Тюляев отдал распоряжение об уничтожении намеченных объектов и срочной эвакуации.

31 июля 1942 года после полудня станицу Кущевскую заняли немцы. Началась оккупация Краснодарского края.

Для того чтобы восстановить положение фронта на северном рубеже края, командующий фронтом приказал 17-му казачьему кавалерийскому корпусу под командованием генерал-майора Н.Я. Кириченко передать оборону побережья Азовского моря Азовской военной флотилии и 30 июля занять оборону на южном берегу реки Ея на рубеже Кущевская, Шкуринская, Канеловская Старощербиновская.

На следующий день на фронте трех дивизий корпуса (116-я, 12-я и 15-я) завязались ожесточенные бои против отборных соединений гитлеровцев. Это было первое крупное сражение корпуса, его боевое крещение.

31 июля 196-я и 198-я пехотные дивизии противника начали наступление на позиции 12-й Кубанской и 116-й Донской кавалерийских дивизий, оборонявших станицы Шкуринскую и Канеловскую, но стремительными контратаками были отброшены на исходные рубежи.

В ночь на 1 августа 15-я Донская кавалерийская дивизия, подошедшая к станице Кущевской, накануне занятой немцами, совершила налет на станицу. Однако он оказался безуспешным, так как 216-я стрелковая дивизия 18-й армии, отступавшая в этом направлении, в бою не участвовала.

2 августа казаки после артиллерийской подготовки произвели новый налет на Кущевскую силами 15-й, 13-й кавалерийских дивизий, танковой бригады и 267-го отдельного конно-артиллерийского дивизиона.

Стремительной атакой пустив коней в намет, казаки 13-й кавалерийской дивизии лавой врезались в оборону противника и выбили его из Кущевской.

Атака была настолько мощной, что враг в панике стал бежать. Казаки рубили фашистов шашками, на галопе подлетали к танкам и бронетранспортерам и бутылками с горючей смесью поджигали их. Они демонстрировали исключительное бесстрашие и презрение к смерти. Многие погибли в этом бою, среди них – командир 29-го кавполка И.В. Соколов, лично зарубивший 19 гитлеровцев начальник штаба полка Г.И. Яворский.

В ходе этих напряженных боев, продолжавшихся в течение полутора суток, Кущевская три раза переходила из рук в руки. Только подтянув крупные силы мотопехоты и танки, при поддержке авиации, противник смог перейти в наступление.

Не имея поддержки соседних частей 18-й армии, продолжавших отступать, по приказу командующего войсками фронта казаки вынуждены были отойти на исходные рубежи. В ходе атак на Кущевскую они уничтожили более 1000 тысячи гитлеровцев, около 300 взяли в плен, разгромив немецкую 101-ю горнострелковую дивизию «Зеленая роза» и два полка СС.

В это время противник нанес сильный удар в стык между 15-й и 12-й кавалерийскими дивизиями и, прорвав оборону, вышел в тылы корпуса. 12-я кавалерийская дивизия вынуждена была занять круговую оборону в станице Шкуринской. В короткий срок в частях были созданы противотанковые опорные пункты (два-три на полк), в которых имелись два-три противотанковых орудия, два-три противотанковых ружья и отделение истребителей танков, вооруженных противотанковыми гранатами и бутылками с зажигательной смесью.

В резерве командира корпуса находилась сводная танковая бригада (32 танка), которая предназначалась для нанесения контратак. Тщательно была организована система заградительного противопехотного огня перед передним краем, вырыты окопы для стрельбы стоя.

2 августа враг снова перешел в атаку в районе Шкуринской. Когда пехота 196-й дивизии противника приблизилась к переднему краю обороны, казаки встретили её организованным огнем. После небольшой паузы противник повторил натиск, но контратаками был отбит и стал отходить. В этот момент два кавалерийских полка, поддержанные танками, контратаковали его и в короткой схватке уничтожили до 1800 гитлеровцев. Артиллерийским огнем было уничтожено пять и подбито двенадцать вражеских танков. Противник был вынужден прекратить атаки, а 196-ю дивизию вывести на доукомплектование; вновь она смогла появиться в первом эшелоне фронта только в сентябре 1942 года.

В районе станицы Канеловской инициативно и смело сражались с врагом казаки 116-й кавалерийской дивизии. Четверо суток они вели тяжелые оборонительные бои, решительными контратаками разгромили более полка 198-й немецкой пехотной дивизии и не пропустили гитлеровские полчища через свою линию обороны.

Не добившись успеха в районе Шкуринской – Канеловской, немецкое командование было вынуждено повернуть свои войска в обход 17-го кавалерийского корпуса, сосредоточив усилия против отступавших 18-й и 12-й армий.

В общей сложности за четыре дня боевых действий на берегах реки Ея 17-й казачий кавалерийский корпус уничтожил более четырех тысяч гитлеровцев, свыше 100 машин и много другой техники противника.

«Рвение казаков в бой - говорилось в одном из донесений, - неизмеримо высоко, и настоящее оставление территории без боя отражается крайне болезненно на состоянии казаков, которые желают до последней капли крови отстаивать свою родную донскую и кубанскую землю…».

Вести о разгроме 196-й немецкой пехотной дивизии и успешных атаках казаков против танков врага под Кущевской облетели весь фронт, появился боевой призыв: «Драться так, как казаки кубанцы и донцы!»

В условиях, когда массы регулярных войск, охваченные «танкобоязнью», беспорядочно отступали перед превосходящими силами противника, упорное и успешное сопротивление врагу казачьих частей, сформированных всего лишь за восемь месяцев до боев (фактически как народное ополчение), было выдающимся фактом. Оно показало глубину и силу казачьих воинских традиций, для которых всегда, во все века и эпохи, были характерны бесстрашие перед врагом, презрение перед смертью, отвага, сплоченность и товарищеское братство. «Сам погибай, а товарища выручай», - гласила старинная казачья пословица. Именно так погиб в бою под Кущевской казак-доброволец из станицы Лабинской А.И. Савченко, бросившийся на помощь своему командиру И.В. Соколову.

За бои в районе Кущевской, Шкуринской и Канеловской многие бойцы корпуса были награждены правительственными наградами. Командир эскадрона 42-го кавполка, полный георгиевский кавалер первой мировой войны К.И. Недорубов, возглавивший контратаку полка под Кущевской, во время которой было уничтожено в рукопашной схватке 200 немецких солдат и офицеров и спасено положение полка, за ратный подвиг был удостоен звания Героя Советского Союза, а его сын Н.К. Недорубов, сражавшийся вместе с отцом, награжден орденом Красной Звезды.

Военный совет Северо-Кавказского фронта 5 августа 1942 года направил 17-му казачьему кавалерийскому корпусу приветственную телеграмму с поздравлениями «со славной победой, одержанной в бою с фашистскими гадами в станицах Кущевской, Шкуринской, Канеловской».

В телеграмме отмечалось, что доблесть и отвага бойцов корпуса должны служить образцом честного выполнения боевого приказа для всех войск Северо-Кавказского фронта, который переживает трудные дни, но при помощи таких доблестных бойцов одержит победу над врагами.

Бои 17-й казачьего кавалерийского корпуса в районе Кущевской – Шкуринской – Канеловской на несколько суток задержали продвижение противника на краснодарском направлении. Было выиграно время и для отхода войск, и для эвакуации районов, которым для вывоза людей и имущества оставались считанные дни, а нередко – часы.

4 августа 1942 года по приказу Ставки Верховного Главного Командования 17-й казачий кавалерийский корпус был срочно переброшен на майкопское направление. За пять суток корпус, преодолев около 300 километров через Кореновскую – Васюринскую – Николаевское – Гиагинскую – Келермесскую, прибыл в район станицы Ханской под Майкопом.

Гвардейское звание 17-му казачьему кавалерийскому корпусу было присвоено 25 августа 1942 года: приказом народного комиссара обороны СССР он преобразован в 4-й гвардейский казачий кавалерийский корпус. 20 ноября 1942 года на базе донских дивизий корпуса был создан 5-й гвардейский Донской казачий кавалерийский корпус, а 4-й гвардейский стал называться – 4-й гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус.

Ю. Еремин

Источники:

- Кубань в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Хроника событий. Книга первая 1941 – 1942 гг. Краснодар, 2000 год. Стр., 319-326.

- Информационный ресурс Министерства обороны РФ «Память народа».


Возврат к списку