Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

352360, Краснодарский край, Тбилисский р-н, ст. Тбилисская, ул. Первомайская, 17

Приемная:  +7 (86158) 3-20-60 

90 лет Тбилисскому району


Храмы  православной церкви в Тбилисском районе 23.06.2023

Храмы православной церкви в Тбилисском районе

Архивные материалы

Тема православных храмов на Кубани, в том числе действовавших в сегодняшних границах Тбилисского района остается. мало изученной историками. На странице архивного отдела официального сайта администрации муниципального образования Тбилисский район несколько лет назад была размещена статья о православных приходах начала 20 века. Дополним имеющуюся информацию воспоминаниями жителей района и некоторыми документальными источниками из Госархива Краснодарского края.

К сожалению, в связи с оккупацией района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. архивный отдел не располагает документами о деятельности церкви на территории района в довоенный период с 1918 до 1943 годов.

Сведения по теме за дореволюционный период можно получить из следующих источников:

1. «Справочник Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц, хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области)», составленный священником Н.Т. Михайловым (типография «Кубанского Областного Правления, г. Екатеринодар, 1911 г.), в справочнике использованы статистические сведения за 1907 год.

2. Периодические издания Кубанского областного статистического комитета: «Кубанский календарь» и «Кубанский справочник», выпускавшиеся ежегодно до 1917 года.

3. Соловьев В.А. Подвиг сотни Гречишкина (издательство «Сполох», г. Краснодар, 1996 г.).

4. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.). Справочник (сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. г. Ставрополь, изд. Бюро новостей, 2012 г.).

5. Сборник «Сведения о Кавказе», т. 8, Списки населенных мест Кубанской области (под редакцией Н. Зейдлица, типография Канцелярии Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, гор. Тифлис, 1885 г.).

 

Станица Тифлисская Кавказского отдела

Основана в 1802 году казаками бывшего Екатеринославского войска. Расположена в ровной местности на правом возвышенном берегу реки Кубани. Общественной земли 22154 десятин. Климат здоровый. Ближайший врач – в станице Ладожской (там же войсковая больница).

Расстояние: до г. Екатеринодара 105 верст, до железной дороги (станция Гречишкино) 2 в., до ст. Ладожской 21 в., ст. Казанской 19 в., Владимирского хутора 20 в., Леоновского 12 в., Ванновского 6 в., Ловлина 17 в., Семеновского 14 в. Корреспонденция через местное почтово-телеграфное отделение.

Покровская церковь построена в 1821 году, каменная. Церковной земли 250 десятин. Церковные документы с 1810 года. Состав причта (с 1885 г.): 2 священника, 1 диакон и 2 псаломщика. Причтовой земли 161 десятин (в 10 верстах). Диакону - квартира при церковно-приходской школе. Капиталов причта 250 р. Церкви принадлежит большой дом, находящийся в церковной ограде, в котором помещается сторожка, канцелярия причта и народная читальня.

Министерские училища 2: 2-классное и одноклассное женское. Церковно-приходская школа одна. Помещается в церковном деревянном, обложенном кирпичом, здании, с квартирой для учителей о 3 комнатах.

Население 5530 церковных душ (безпоповцев 324). Население всего (стат. сведения за 1907 г.): 7165 душ, 1030 дворов. Рождений 397, браков 66, смертей 168.

По сведениям «Кубанского календаря» на 1913 год, в 23-м благочинном округе Кубанской области в станице Тифлисской священниками состояли Михаил Шамрай и Петр Баранов.

О строительстве Покровского храма в станице Тифлисской рассказывается в книге историка В.А. Соловьева «Подвиг сотни Гречишкина»:

«Станица Тифлисская была спланирована так, чтобы северо-западная батарея одноименного редута могла простреливать подходы к восточному и южному фасам оборонительной ограды станицы. Позже, с расширением станицы, южный фас был сдвинут ближе к обрывам Кубани, и батарея редута этот фас прикрывать уже не могла, что и послужило одной из причин разоружения редута.

В плане станица выглядела правильным четырехугольником размером 450x300 саженей. Каждый квартал разбивался на дворовые участки площадью 20x20 саженей. Центральный квартал не застраивался, а отводился под церковную площадь, на которой вскоре после основания станицы была построена деревянная часовня во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь была обнесена деревянным частоколом с бойницами для стрельбы из ружей и выполняла роль станичной цитадели. При тревоге на границе в ней укрывались женщины с детьми, а все мужчины от мала и до велика с оружием занимали заранее назначенные для обороны места.

После того как станица Тифлисская отстроилась, ее жители, как и жители соседних станиц, приняли решение о строительстве храмов. С разрешения полкового командира казаки собрали деньги и построили в каждой станице полка по общественному кирпичному заводу, что дало им возможность заготовить летом 1811 года необходимое количество кирпича, как для строительства храма, так и для оборонительной вокруг него стены. Нашлись в станицах и богатые люди из числа отставных казаков, которые взяли подряды на строительство храмов. В станице Тифлисской подряд взял отставной казак Осип Иванович Лихачев, которому в первых числах августа 1811 года и была вручена грамота на право строительства станичного храма.

«Божиею Милостию смиреный Гаий Архиепископ Астраханский и Кавказский паствы нашея Кавказского казачьего полка Тифлисской станицы отставной казак Осип Иванов сын Лихачев поданным в означенный полк на имя Преосвященного Платона архиепископа бывшего Астраханского прошением, с приложением данной ему показанной станицы от жителей доверенности, просил позволения в оной Тифлисской станице на построение каменным зданием церкви во имя Покрова Пресвятая Богородицы и о даче грамоты. Мы благословляем Ставропольскому священнику, исправляющему должность благочинного Иоанну Тихомирову заложить сей храм в помянутой станице на способном месте по церковному чиноположению и соорудить его по подобию других грекороссийских церквей, престол во оном храме устроить пропорциональный, т.е. в вышину аршина шести вершков, в ширину аршина четырех вершков, в длину аршина осьми вершков, который так как и жертвенник поставить в надлежащем месте - на восток и по построении убрать оной храм иконостасом и святыми иконами самого доброго и искусного мастерства, и снабдить его церковными сосудами сребреными, алтарными одеяниями и священно и церковно-служительскими облачениями шелковыми, книгами всего церковного круга и прочею утварью и благолепием украсить достаточно. Когда же оной храм будет построен правильно и все приличествующее до него изготовится, тогда ему, Лихачеву, учинить всему тому вернейшую опись, прислать к нам при донесении с испрашиванием об освящении оного храма позволения. Грамоту сию хранить в оном храме с утварью церковною навсегда.

Дана подписанием нашим и с приложением кафедральной печати в богоспасаемом граде Астрахани июля 30 дня 1811 года № 712».

По сведениям старых историков, церковь по неизвестным причинам строилась медленно и была освящена только в 1813 году, после изгнания Наполеона из России. По рассказам очевидцев, это была небольшая, но красивая церковь, окруженная кирпичной оборонительной стеной с ружейными бойницами, выполнявшей роль станичной цитадели.

Начиная с 1813 года на станичной колокольне днем и ночью находился дозорный казак, который при сигнале о нарушении границы - выстреле из пушки или дыма от горящего маяка - тут же бил в колокол». (Соловьев В.А. Подвиг сотни Гречишкина. – Краснодар: Сполох, 1996. стр. 28, 29).

В источниках есть разночтения о дате окончания строительства Покровской церкви. У Соловьева она построена в 1813 году, у Михайлова в 1821.

Хутор Геймановский Майкопского отдела

Расположен на степной речке Зеленчук (Терс). Населен казаками. В административном отношении причислен к ст. Тенгинской. Растояние до г. Екатеринодара 109 верст, до г. Майкопа 85 в., до железной дороги (ст. Гречишкино) 12 в., до ст. Воздвиженской 16 в., ст. Тенгинской 24 в., ст. Темиргоевской 18 в., ст. Тифлисской 10 в., ст. Казанской 23 в., хут. Александровского 13 в., села Ванновского 4 в., села Шереметьевского 5 в. Корреспонденция через Тифлисское почтово-телеграфное отделение.

Иоанно-Богословская церковь построена в 1891 году, в 1898 (1896) расширена и к ней пристроена деревянная колокольня. Церковь деревянная, на кирпичном фундаменте, крепкая, ограда кирпичная, утварью недостаточна. Состав причта: 1 священник, 1 псаломщик. Общественное жалование: священнику 100 руб., псаломщику 60 руб. Священнику и псаломщику – общественные дома. Причтовой земли 54 десятины (в 7 верстах).

Министерское училище 1 одноклассное. Церковно-приходская школа 1, женская. Помещение при церковной сторожке; помещение «неудобное». Население (церковных душ): 1798, в том числе на хут. Дальнем (2 версты) – крестьян 157, на хут. Строкача (6 в.) – 114, Лиманском (4 в.) – 118. Всего население (стат. сведения за 1907 г.): 3014 душ, 370 дворов. Рождений 215, браков 45, смертей 141.

По сведениям «Кубанского календаря» за 1913 год, в 12-м благочинном округе Кубанской области в поселке Геймановском священником состоял Константин Федорович Павлов.

Хутор Зубов

Расположен в открытой ровной местности на степной речке Большом или Малом Зеленчуке. Населен крестьянами. Расстояние: до села Новониколаевского 4 версты, до станицы Ладожской (станция жел. дороги Ладожская, больница) 12 в., до ст. Тифлисская 18 в., станция жел. дороги Гречишкино 16 в., хут. Александровского 1 в., Марьинского 5 в., Зайцева 2 в. Корреспонденция через Тифлисское почтово-телеграфное отделение.

Николаевская церковь построена в 1899 году, «тщанием прихожан и из сумм Епархиального Уч. Совета; деревянная, утварью бедная. Состав причта: 1 священник, 1 диакон. Причтовой земли нет. Казенное жалование: священнику 300 р., псаломщику 100 р. Причту – общественные дома, находящиеся в хорошем состоянии». Министерское училище 1 одноклассное. Население (ц. д.): 834, в том числе на хут. Марьинском 375, Зайцева 121. Рождений 106, браков 18, смертей 40.

По сведениям «Кубанского календаря» за 1913 год, в 12-м благочинном округе Кубанской области в хуторе Зубов священником состоял Василий Крастилевский.

Хутор Владимирский Кавказского отдела

Отселок ст. Тифлисской. Расположен по р. Бейсугу. По соседству много хуторов на частновладельческих землях. Здесь же на дополнительном наделе станицы Бекешевской (3833 дес.) населился хутор Ново-Бекешевский (временно принадлежит к приходу хутора Владимирского). Общественной земли в хут. Владимирском 7054 десятин. Главное занятие жителей – хлебопашество. Очень многие имеют также отличные огороды и сады, даже виноградные. В Бейсуге много рыбы и раков. Ближайший врач – в ст. Ладожской. Расстояние: до г. Екатеринодара 115 верст, до железнодорожной станции Малороссийская – 17 в., до железнодорожной станции Гречишкино – 18 в., до ст. Тифлисской 20 в., Новомалороссийской 20 в., Ладожской 31 в., Архангельской 17 в., до Ловлина хут. 10 в. Корреспонденция через Тифлисское почтово-телеграфное отделение.

Николаевская церковь построена в 1891 году; деревянная. Состав причта: 1 священник, 1 диакон, 1 псаломщик. Священнику – общественный дом, ветхий и холодный. Причтовой земли 97 десятин.

Министерское училище одноклассное – 1. Церковно-приходская школа одна. Помещается в собственном здании с квартирой для учителя. Население (стат. сведения за 1907 г.) в хут. Владимирском 6764 д., 880 двор. Рождений 312, браков 46, смертей 137.

По сведениям «Кубанского календаря» за 1913 год, в 6-м благочинном округе Кубанской области в поселке Владимировском священником состоял Александр Тихов.

Хутор Ловлин Кавказского отдела

Отселок от ст. Казанской. Расположен в равнинной местности по реке Бейсуг. Общественной земли 5593 дес. Ближайший врач – в хут. Романовском (30 в). Расстояние: до г. Екатеринодара 127 верст, до ст. Архангельской 18 в., до ст. Тифлисской 17 в., ст. Казанской 19 в., до Владимирского хутора 10 в., Хоперского хутора 20 в., до железнодорожных станций: Мирская 12 в., Милованово Екатеринодарской ветви железной дороги 19 в. Корреспонденция через Тифлисское почтово-телеграфное отделение.

Успенская церковь построена в 1896 году; деревянная, обложенная кирпичом. Состав причта: 1 священник, 1 псаломщик. Причтовой земли 100 десятин. Священнику – общественный дом, псаломщику выдается от общества 25 рублей квартирных. Церковно-приходских школ 2. Население всего (стат. сведения за 1907 г.) 2936 душ, 382 двора. Рождений 167, браков 48, смертей 92.

В 1908 году при церкви построена кирпичная колокольня.

По сведениям «Кубанского календаря» за 1913 год, в 23-м благочинном округе Кубанской области в хуторе Ловлин священником состоял Матвей Бойченко.

Хутор Северин

Расположен на левом берегу р. Кубани, в низменности между Кубанью и р. Мокрым Зеленчуком. В соседстве с хутором на правом берегу Кубани – ст. Тифлисская. Местность занятая хутором принадлежит землевладельцу Терашкевичу. Жители занимаются хлебопашеством; также весьма значительна торговля, много хлебных ссыпок. Имеется аптека. Ближайший врач – в ст. Ладожской (23 в.). Климат здоровый. Расстояние: до г. Екатеринодара 107 верст, до железной дороги (станция Гречишкино) 3 в., до с. Шереметьевского 3 версты. Корреспонденция через Тифлисское почтово-телеграфное отделение.

Хутор принадлежал по праву наследования Болеславу Иосифовичу Терашкевичу, сыну полковника Иосифа Антоновича Терашкевича. В связи с тем, что ближайшая церковь находилась в станице Тифлисской, на горе, и в распутицу туда сложно было добираться, Болеслав Терашкевич в 1902 году обратился в духовную консисторию с прошением и приговором общества хуторян о постройке собственного молитвенного дома. В 1903 году жена Терашкевича Северина Климентьевна обратилась к великому князю Михаилу Николаевичу за согласием на присвоение молитвенному дому его имени. Наследники полковника пожертвовали 600 кв. саж. из принадлежащей им земли, из которых на 400 кв. саж. должен был быть устроен молитвенный дом, а со временем церковь, а на 200 кв. саж. – дом для причта, построенный на пожертвования и средства прихожан. 17 октября 1904 г. совершена торжественная закладка молитвенного дома, а 23 января 1906 г. храм освящен в честь святого Архистратига Михаила. С 20 июня 1906 г. был открыт самостоятельный приход с содержанием его исключительно на местные средства.

Михаило-Архангельский молитвенный дом, деревянный обложенный кирпичом, утварью беден. Состав причта: 1 священник, 1 псаломщик. Земли причту нет. Причту общественные квартиры. В окрестности много хуторов (несколько сот дворов) собственников и арендаторов; население их за требоисправлениями обращается к причту хутора Северин.

Министерское училище одноклассное 1. Население 2259 душ. Рождений 183, браков 40, смертей 93.

По сведениям «Кубанского календаря» за 1913 год, в 23-м благочинном округе Кубанской области в хуторе Северин священником состоял Федор Чирсков.

В сборнике Сведения о Кавказе, т. 8, Списки населенных мест Кубанской области (типография Канцелярии Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, г. Тифлис, 1885 г.). в Кавказском уезде в селениях Эйгенфельд (село Ванновское), Розенфельд (село Шереметьевское) и Александрфельд (село Леоновское) были расположены лютеранские молитвенные дома.

В 30-е годы 20 века все церкви на территории Тифлисского района в соответствии с действовавшей тогда государственной антирелигиозной политикой были закрыты и в разное время разрушены.

Примером антирелигиозной практики могут служить выдержки из протоколов бюро райкома ВКП(б) Тифлисского района за 1936 год.

«Протокол № 13 заседания бюро РК ВКП(б) Тифлисского района от 17 марта 1936 г. Вопрос повестки дня № 126. О состоянии антирелигиозной пропаганды в районе (письмо культпросветотдела крайкома партии от 3 марта 1936 г.).

Постановили: 1. Утвердить Орг. бюро в составе: т. Извекова – председатель, Верютин, Петров. 2. Обязать Орг. бюро в 3-х дневный срок разработать план антирелигиозной работы в районе, в частности проведение антипасхальной компании, предоставив его на утверждение Бюро РК».

«Протокол № 16 заседания бюро РК ВКП(б) Тифлисского района от 7 апреля 1936 г. Вопрос повестки дня № 181. О проведении антипасхальных мероприятий.

1. Провести по колхозам и предприятиям антипасхальные беседы, для чего выделить необходимое количество беседников. По зерносовхозу проводит Политотдел, по МТС – парторганизации МТС.

2. Вечером 11 апреля 1936 года пасхой организовать в колхозах кино, увеселительные вечера и т.д.»

По воспоминаниям жителей хутора Зубова, весной 1918 года, после праздника Пасхи в хутор прибыл красногвардейский отряд, и солдаты убили священника и матушку. Могилы их сохранились на хуторском кладбище, только с небольших надгробий выломаны ранее стоявшие там чугунные кресты.

В хуторе Северин здание Михаило-Архангельского молитвенного дома было занято под склад. После закрытия храма прихожане из села Шереметьевского организовали проведение церковных служб в одной из хат села Шереметьевского, недалеко от здания начальной школы. По воспоминаниям Волошиной Надежды Андреевны, в то время проживавшей с родителями в хуторе Северокубанском, в конце 30-х годов она с подругами ходили в село Шереметьевское на Пасху святить куличи. Туда их посылали мамы. Ходили тайно, огородами, чтобы их не увидели, а то запросто могли за посещение церкви исключить из школы. В период оккупации Тбилисского района немецко-фашистскими войсками с августа 1942 по январь 1943 года храм в хуторе Северин вновь был открыт и там проходили службы. Сейчас на месте бывшего молитвенного дома по ул. Татузова построен жилой дом и детская игровая площадка.

По свидетельствам жителей ст. Геймановской, кирпич от разрушенной в середине 30-х годов Иоанно-Богословской церкви и церковной ограды использовались для строительства начальной школы в хут. Веселом и тротуара.

По воспоминаниям жителей хутора Песчаного, в нем также была небольшая церковь, стояла при въезде в хутор на высоком месте, видна была издалека. После её закрытия в середине 30-х годов в ней расположился магазин сельпо. Также в период оккупации Тбилисского района немецко-фашистскими войсками церковь было вновь открыта. Щеглов Алексей Михайлович, бывший учителем и директором Песчаной средней школы, председателем Песчаного сельского Совета, коренной житель хутора Песчаного в свое время предоставил архиву копию свидетельств о рождении старшего брата Виталия и свое, где рукой священника были сделаны запись о их крещении 15 декабря 1942 года в этой церкви. Детей в церковь привела мама Екатерина Григорьевна. Крещение произвел священник Прокофий Романов.

С началом Великой Отечественной войны активная антирелигиозная политика потребовала коренного изменения.

С весны 1943 года в правительстве обсуждался вопрос о проведении нового религиозного курса. 14 сентября 1943 года постановлением Совнаркома СССР был образован Совет по делам Русской Православной Церкви.

В мае 1944 года был учрежден Совет по делам религиозных культов при СНК СССР, на который возлагалась задача осуществления связей между Правительством СССР и руководителями религиозных объединений.

Совет занимался регистрацией религиозных общин, вопросами открытия молитвенных зданий и духовных школ, организацией паломнических поездок за рубеж, проведением съездов и мероприятий.

Особое внимание новообразованные государственные органы уделяли вопросам открытия молитвенных зданий по ходатайствам верующих и юридической регистрации общин, прежде всего действовавших на ранее оккупированной территории.

Подтверждают это и документы фонда Тбилисского райисполкома.

В исполком Тбилисского районного Совета депутатов трудящихся с июля по сентябрь 1943 года обращались:

- уполномоченные православных христиан и «двадцатки» церковного совета Свято-Михайловской церкви об открытии молитвенного дома в селе Ванновка (так в документе);

- уполномоченные церковного совета Николаевского молитвенного дома Ново-Владимировского сельского Совета о разрешении проводить церковные службы и оставлении за ними помещения, в котором они располагались.

Имеющаяся в архиве отрывочная информация не дает полной картины создания и деятельности православных храмов в станицах, селах и хуторах Тбилисского района в 19 – 20 веках.

Хотелось бы больше узнать о строительстве церквей в нашем районе в дореволюционные годы, определить места, где первоначально были расположены храмы, о их работе в годы Советской власти с 1918 по 1941 годы, когда они были закрыты, разрушены или приспособлены в избы-читальни, школы, клубы, складские помещения. Сейчас это возможно только по воспоминаниям старожилов. Может быть, у кого-то из местных жителей сохранились фотоснимки церквей, документы, которые помогут более полно представить историю церкви в Тбилисском районе.

 

Юрий Еремин, сотрудник муниципального архива


Возврат к списку